Если представить, что сегодня в мире 20 миллиардов бутылок вина, то великих из них – тысяч 50. Это не комплимент их уникальности, а статистика ограниченности. Потому что великие – не для всех и даже не для многих. Это вина, избранные временем. Но не только оно делает их таковыми.
Критериев, которые способны возвеличить вино, немало. Но парадокс в том, что сделать это они могут только в совокупности. Только при стечении нескольких факторов вину может грозить блестящее будущее.
1. Родина
Великое вино нельзя изобрести и воспроизвести. Его порождает земля, погода и лоза. На всей планете не так много мест, способных дать вина с выдающимися характеристиками. Проверенные столетиями Бордо, Бургундия и Шампань во Франции. Подкрепленные маркетингом Пьемонт и Тоскана в Италии. Получившие избирательное признание Германия, Испания, Португалия, Калифорния, Австралия.
Великое вино не может быть брендом. Оно должно происходить только с отдельного уникального виноградника. Здесь не работают законы человеческого мира.
(с) Альваро Паласьос, L’Ermita, Испания
Любой терруар – это магия, которой очень сложно овладеть и невозможно понять. Но если случается приручить, из него непременно удастся выжать шедевр.
Регионы, в которых винтаж имеет определяющее значение для вина
· Франция: Бордо, Бургундия, Шампань, долина Луары, долина Северной Роны
· Италия: Бароло, Брунелло, Кьянти, Вальполичелла, Амароне
· Германия: Мозель, долина Рейна
· Испания: Риас Байшас, Рибера-дель-Дуэро, Риоха, Торо
· Португалия: долина Дуэро
· США: штаты Нью-Йорк и Орегон
· Новая Зеландия: вся
· Англия: вся
2. Родословная
Великолепный урожай с уникального участка земли – это еще не великое вино. Но если собирать такой получается десятилетиями, то почти наверняка однажды один из винтажей, укупоренных в бутылку опытным виноделом, станет великим. Это не игра в рулетку – новичкам здесь не везет. Чтобы добиться признания, нужен многолетний опыт и наработанная репутация – правило, установленное бордоской классификацией Первых Крю еще в 1855 году.
В чём отличие Premier Grand Cru от прочих? Прежде всего, у них очень долгая история качества и успеха. Эти шато известны как создатели великих вин уже с 1720-х годов, уже тогда Château Lafite и Château Margaux были персонализированы.
(с) Жан-Гийом Пратс, Château Cos d’Estourne, Франция
3. Перспективы
Вина с коротким сроком жизни статичны в масштабах десятилетий. Претендовать на величие могут только долгожители, которые обладают способностью развиваются, умением гармонично взрослеть и искусством красиво обнажаться.
Срок жизни Margaux превышает срок нашей с вами жизни. Как правило, это более ста лет. Когда я дегустирую Château Margaux урожаев XIX века, часто ловлю себя на мысли, что вслепую ни за что не догадался бы об их почтенном возрасте, настолько они могут быть энергичными и элегантными.
(с) Поль Понталье, Château Margaux, Франция
4. Индивидуальность
Все великие вина, как и великие люди, непохожи друг на друга. Их отличает характер. Комплексность, сложность, глубина, многослойность, умение заинтересовать и удержать внимание дегустатора – вот то, что можно назвать винной харизмой. Именно она позволяет выделять отдельные вина из толпы остальных.
Вино должно уметь заинтересовать настолько, чтобы и много времени спустя вам хотелось снова его попробовать, посмотреть, как оно теперь себя чувствует. Это как знакомство с человеком: с кем-то было приятно поболтать, но больше вы никогда о нем не вспомните, а кто-то западает в душу и при любой возможности вы с радостью с ним встречаетесь.
(с) Роберт Паркер, винный критик, США
5. Репутация
Экспертная оценка и первые строчки в винных рейтингах – это не залог причисления к великим, а ориентир. Профессионалы оценивают вина, чтобы критически проанализировать их свойства и определить качество. Конечно, 100 баллов от Паркера увеличивают престиж и стоимость напитка, но не резервируют за ним место в пантеоне избранных. Только время может подтвердить или опровергнуть возможность пребывания в нем.
Для создания великого вина нужны четыре элемента: терруар, философия, страсть и деньги. Деньги из этого — самое простое.
(с) Маурицио Дзанелла, Ca’ del Bosco, Италия
Сказать однозначно, что делает вино великим, невозможно. Но совершенно точно – это сумма многих факторов. А еще исключительное удовольствие, которое обещает дегустация такого вина.