Гаражные вина — настоящий полет фантазии, ограниченный исключительно замыслом и бюджетом винодела. Их делают мелкие хозяйства и энтузиасты, которые, в отличие от крупных компаний, используют виноград низкоурожайных участков и обрабатывают его своими силами. Гаражное вино — эксклюзивный продукт, выпускаемый малыми тиражами.
Почему гаражное вино так называется? Неужели его делают в гараже? Да. Но не только: гараж — собирательное название, означающее производство на площадке, далекой от цеха крупной винодельни. Это может быть арендованное помещение, специально оборудованная комната в доме, небольшая пристройка.
Производители гаражных вин стараются не привязываться к терруару, однако строго следят за качеством выращиваемого винограда. В ход, как правило, идут ягоды с небольших участков, за которым винодел пристально и бережно ухаживает.Гаражизм, гаражисты и гаражное вино – феномен бордоского правобережья, который возник в 1980-х. Он объединяет производителей с очень маленькими – иногда до гектара - виноградниками и буквально вручную «сооруиающие» вина. Виноделы-гаражисты стремились сделать вино очень высокой концентрации, с ярким фруктовым букетом, непроглядно темное.
Вина делают с применением ручного труда, виноград зачастую давят простейшим прессом или даже ногами, ферментация проходит спонтанно. Нет речи о фильтрации и осветлении: гаражное вино — максимально натуральное и потому танинное, концентрированное, терпкое. Долгое хранение не идет такому алкоголю на пользу — лучше всего пить его молодым.
Основоположником гаражного виноделия считают Жан-Люка Теневана — банковского служащего, оставившего работу ради мечты. В 1989 году он приобрел небольшой участок во французском Бордо, в Сент-Эмильоне, где вместе с женой принялся творить. Первое вино Теневана увидело свет в 1991 году и вызвало интерес винных критиков. Сам Роберт Паркер восторженно отозвался о результате и высоко его оценил.
В фильме Ридли Скотта «Хороший год» гаражное вино Соiп Perdu («Затерянный уголок») изображено как смо совершенство.
Успех Теневана вдохновил многих людей, и у него появились последователи. Всего через 10 лет новое веяние захлестнуло Медок, а впоследствии и другие французские регионы. Гаражным виноделием «заболел» именитый энолог Мишель Роллан, ставший популяризатором этой философии.
Сердцем гаражного виноделия, как и прежде, является Франция. Но и другие страны не отстают: в США можно наблюдать настоящий бум кустарного производства вина. Для многих американцев (в первую очередь богатых) это прежде всего увлекательное хобби, а не способ заработать деньги. То же происходит в ЮАР, Австралии, Аргентине. В российской гаражной индустрии лидируют крымские и краснодарские производители: Юрий Химичев, Олег Репин, Геннадий Опарин, Вадим Бердяев.