Поклонников французских вин можно сравнить с принцем Датским, который неутомимо искал ответ на извечное «Быть или не быть?». Виноманы тоже никак не могут решить - Бордо или Бургундия?
Оба региона на вершине престижа, оба выпускают вина с наивысшими баллами от международных экспертов, оба создают добротные объект для инвестиций, оба делают базовые, предназначенные для повседневного потребления версии. В большом количестве. Так чьи же вина лучше? Давайте разбираться.
Бордо стал известным, потому что с первых дней служил важным портовым центром. Из него вина переправляли во французские колонии, Англию и Европу. У Бургундии выхода к морю нет, поэтому ее продукция долгое время оставалась внутри страны. Но ремесло виноделия скрупулезно оттачивали цистерцианцы. В их распоряжении была земля, водяные мельницы, кузницы и библиотеки, благодаря которым искусство создания вин развивалось и совершенствовалось.
Бургундские монахи ввели понятие крю – виноградника, с лоз которого каждый год получается стабильно исключительное вино.
Бургундия меньше Бордо по площади, но ее винодельческие угодья она раздроблены сильнее. Маленькие разрозненные участки — исторический результат особенностей местного законодательства. Если в Бордо земли владельца виноградников после его смерти всецело переходили старшему сыну, то в Бургундии их поровну делили между всеми детьми. А дальше – как сложится.
Поэтому сегодня в Бордо виноградники одного хозяина разделены на участки по качеству, а в в Бургундии один виноградник определенного уровня может быть разбит на множество мелких с разными владельцами. Поэтому виноградарские угодья бургундцев сравнивают с лоскутным одеялом, а их самих – с крестьянами-ремесленниками, в то время как винами в Бордо, по представлению многих, занимаются только буржуа.
Бордоские виноградники — менее холмистые. Они разбиты на правом и левом берегах реки Гаронны. Бургундия — это прежде всего Кот-д`Ор с его крутыми склонами.
The Guardian сравнил Бордо с интеллектуальным сектором деятельности — алгеброй, теорией музыки, астрофизикой. А Бургундию охарактеризовал как «искрящуюся вспышку эмоций, которая затмевает мысли, как звук оперной арии или вид северного сияния». Меткая иллюстрация к стилям вин из этих регионов.
В обоих производят тихие красные и белые вина, игристые представлены креманами Бордо и Бургонь. Визитная карточка Бордо – красные. Белые – это менее популярные сладкие ботритизированные сотерны. Бургундия же ассоциируется, в первую очередь, с моносортовыми винами: белым Шабли, красным Пино Нуаром и черным Гамэ из Божоле.
Бордоский бленд – любая комбинация типичных для Бордо сортов: Каберне совиньона, Мерло, Каберне франа, Пти вердо и Мальбека. В левобережных винах Бордо доминирует Каберне, в правобережных – Мерло.
Бордо оценивают, в первую очередь, на глаз. Дегустация — ритуал, священнодействие, которое начинается с визуального осмотра и заканчивается долгим, вдумчивым смакованием финальных нот. Вино нужно пожевать, покатать во рту, чтобы высвободить тончайшие оттенки вкуса. Это сложная, полнотелая, танинная загадка, которую невозможно разгадать одним глотком.
Бургундские вина детально отражают особенности терруара. Они не такие плотные, как бордоские, хотя вкусоаромат сложный, с богатой палитрой оттенков: цветочные, ягодные, фруктовые, грибные, кожистые … Их пьют с удовольствием, без предисловий и много.
Бордо впервые составили собственный рейтинг вин, чтобы укрепить их авторитет извне. Конкурировать на местном рынке не получалось. Парижская аристократия не желала переплачивать за малоизвестные вина, которые, хоть и не уступали привычной Бургундии, но облагалась таможенными сборами и сулили недюжинные расходы.
Исходя из наиболее покупаемых имен, в Бордо выделили 5 уровней Grand Cru, в которые вошли лучшие замковые вина с неизменно высоким, уже вековым, качеством и впечатляющими цифрами в чеках.
Изначально называться шато могли только те аристократические поместья Бордо, на территории которых находился замок в окружении виноградников. Но сегодня этим словом могут называть любой клочок земли, порой не имеющий никакого отношения к виноделию
Современное качество Бордо, как и пару веков назад, определяют такие региональные классификации:
• 1855 года – для красных вин Медока и сладких вин Сотерн-Барсака,
• 1955 года — для региона Сент-Эмильон,
• 1959 года — для Грава.
В 2010 году появилась неофициальная классификация Крю Буржуа (Cru Bourgeois), в которую входят выдающиеся, но вполне доступные вина семейных поместий. Ее обновляют ежегодно
Появление классификации в Бургундии — это ответ на перенасыщение рынка подделками в начале XX века. Тогда из-за филлоксеры и войны упали объемы производства, но продажи, к изумлению маркетологов, выросли в разы. Так, в 1908 году на международные прилавки попало более 500 тыс. гектолитров Шабли, хотя произвели тогда всего 15 тыс. гектолитров.
Вина разделили по принципу их происхождения и особенностей терруара, так что классификация помогает сориентироваться в качестве вина и защититься от фальсификата. Grand Cru здесь — это всего 31 участок с лучшими виноградниками, вина с которых носят собственные имена.
Бургундия делает втрое меньше вина, чем Бордо, но ее штучные экземпляры более привлекательны для коллекционеров. Маркетинг в чистом виде. Поскольку здесь участки мелкие, сырья мало, производство вин крайне лимитировано, оценивают их стократно. Но если взять среднюю стоимость, то она примерно одинаковая для обоих регионов.
Различия регионов отражены даже в винных бутылках и бокалах. Бордоские бутылки прямые, с высокой линией плеча и широким дном, бургундские – более покатые, с заниженными плечиками и узким дном. Объемы – 0,75 и 0,7 л соответственно. Первые лучше подходит для длительной выдержки сложных высокотанинных вин, вторые - для более легких и молодых.
Бордоские бокалы высокие, тюльпанообразные, объемом 500 - 800 мл. Они универсальны, но для красных – идеальны. Бокалы для вина Бургундия ниже, шарообразные, зауженные к верху и объемом до 750 мл.
Бокалы Бордо полностью раскрывают букет танинных плотных вин. Большой объем чаши насыщает их кислородом и постепенно, слой за слоем, обнажает изобилие ароматов.
Характер бургундских вин — живой, подвижный. Им нужен простор — отсюда и широкая форма бокала. Узкая верхняя часть удерживает резвые ароматы, концентрирует их внутри. Тончайшие ноты переплетаются и создают уникальный букет.
Вина Бордо и Бургундии можно сравнить с параллельными, никогда не пересекающимися, прямыми. Они французские — и только. Во всем остальном — Разница с большой буквы. Нет смысла оценивать их по принципу «лучше-хуже». Есть две древние, самобытные, величайшие винодельческие традиции, равноценные в своей культурной значимости.
Самое дорогое Бордо Chateau Petrus 2000 оценивают в 1 млн долларов, а самое дорогое бургундское - Domaine de la Romanee1945 – вдвое дешевле.
Для одних эталон - Бордо красное сухое. Неприступное, снобистское, с родословной и изысканными манерами. Вино, требующее времени и медитативного осмысления. Для других образец – Бургундия. Светская, дорогая, но вместе с тем более приветливая. С ней не обязательно церемониться, но соблюдать приличия положено. Дело вкуса, как говорится. И в обоих случаях – финансовой щедрости.